a_forester (a_forester) wrote,
a_forester
a_forester

Categories:

Почему в России отсутствует производство жидкого топлива с этанолом? Перспективы развития отрасли



    Сегодня во многих странах(США, ЕС, Бразилия) этиловый спирт (этанол) рассматривается не в качестве основы для производства алкогольных напитков, а как экологически чистое топливо из возобновляемого растительного сырья. На эти цели используется до 90% выпускаемого этанола.
    На мировом рынке производство биоэтанола, то есть этанола, изготовленного из возобновляемого растительного сырья, является наиболее быстрорастущей отраслью промышленности (до 20% в год).Его применение в качестве моторного топлива - широко распространенная практика. Основную часть биотоплива составляет именно биоэтанол.

    Какие же основные причины препятствуют развитию данной отрасли?
    Прежде всего сверхцентрализация власти, сложившияся в результате большевисткой революции 1917г., и последовавшее за ним уничтожение региональных и местных форм власти. Бюрократическая номенклатура, многочисленные федеральные контрольные органы, меры носящих запретительный характер не дают полноценно развиваться малому и среднему бизнесу. Выживают крупные корпорации, которые могут оказывать воздействие на государственном уровне на экономическую политику.
    Также сырьевой тип экономики России, сложившихся после уничтожения СССР и государственного переворота 1993 г.

   Виды смесей бензинов с этанолом:
Е85 (смесь 85 % этанола и 15 % бензина; буква «Е» от английского Ethanol)
Е5, Е7, Е10 — смеси с низким содержанием этанола (5, 7 и 10 весовых процентов, соответственно)
Е20(распространён в Бразилии).
Е100 (смесь 96 % этанола и 4 % воды, в силу того, что этанол гигроскопичен).

    Преимущества бензинов с добавлением этанола

     Смесь бензина и этанола, известная под названием E-10, используется в американскими автомобилистами вот уже четверть века. Использование E-10 разрешено всеми крупными производителями автомобилей. Топливо Е-10, подходящее для использования во всех видах автомобилей, улучшает работу двигателя путем добавления 2-3 октановых единиц к детонационной стойкости топлива, противодействует перегреву двигателя, выполняет функцию антифриза топливопровода и не вызывает загрязнения топливной форсунки.
     В США толчок биоэтанолу дал, среди прочего, запрет на использование в бензине МТБЭ — самого распространенного, но считающегося вредным октаноповышающего компонента. Переработчикам все равно нужны оксигенаты(добавки, повышающие октановое число), и биоэтанол может стать хорошей альтернативой.

    Наличие кислорода в спирте способствует более полному сгоранию топлива и, следовательно, меньшему содержанию токсичных продуктов в отработавших газах (по разным оценкам - от 25 до 30%). При этом биоэтанол имеет и ряд других преимуществ перед бензином:

* пары этанола рассеиваются быстрее;
* он менее токсичен, не содержит канцерогенных компонентов;
* его пары менее огнеопасны (из-за более высокой температуры самовоспламенения);
* текучесть этанола выше, благодаря чему нет проблем с работой двигателя в холодную погоду;
* электропроводность спирта значительно выше, что снижает возможность накопления статического электричества при движении топлива (в том числе и в топливной системе);
* октановое число смешения этанола превышает 120 единиц.

     В последнее время в России также появился значительный интерес к использованию этанола в составе моторных топлив. Причин тому несколько, главными из которых являются общемировые тенденции и желание отечественных компаний выйти со своими бензинами на европейских потребителей. Вместе с тем, производство этанола позволило бы нашей стране найти легальное применение тому избытку изготавливаемого у нас спирта, который так или иначе ищет выхода на рынок, как правило - на черный.

    За последние года были предприняты определенные шаги для налаживания в стране процесса производства топливного этанола. В частности, в Общероссийский классификатор продукции внесена отдельная подгруппа 02 5140 "Альтернативные виды топлива", в составе которой выделена позиция 02 5142 "Этанольное моторное топливо с содержанием этанола свыше 5% по объему для двигателей внутреннего сгорания с принудительным зажиганием". С1 июля 2004 г. введен в действие национальный стандарт ГОСТ Р 52201-2004 - "Этанольное моторное топливо для автомобильных двигателей с принудительным зажиганием. Бензанолы. Общие технические требования". Разработан ряд технических условий на эту продукцию.


    Запрет на производство биотоплива в стране

    Дело в том, что с 2006 года вступили в действие изменения к Закону "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и к главе "Акцизы" Налогового кодекса РФ. Данное нововведение налагает дополнительные ограничения на производство и оборот спиртов, в том числе денатурированных, более того - вводится акциз. В результате принятия вышеназванных документов бензин, содержащий более 1,5% спирта, признается спиртосодержащей продукцией со всеми вытекающими последствиями: его изготовление и реализация подлежат лицензированию и специальному контролю со стороны налоговых органов. Новый акциз, в свою очередь, практически исключает саму возможность применения этанола в качестве моторного топлива, так как ставка слишком велика - 21,5 рубля за литр. Спиртосодержащие добавки облагаются столь же значительно -159 рублей за 1 л содержащегося в них спирта. Иначе говоря, в отличие от большинства развитых стран, где экономически и законодательно стимулируют использование спиртосодержащих добавок к моторным топливам, в России фактически введен запрет на производство и применение биоэтанола (на данный момент акцизы, налоги ещё были повышены).


    Перспективы создания и развития биотопливной(производство биоэтанола) отрасли в России

1 шаг
     Поправки, на наш взгляд, нужны следующие. Во-первых, бензин, содержащий не более 10% спирта, не должен приравниваться к алкогольной продукции и на него не должны распространяться соответствующие ограничения на производство и оборот.
    Во-вторых, в Налоговом кодексе необходимо предусмотреть освобождение от акциза применительно как к топливному этанолу, так и к денатурированному спирту, используемому для его изготовления. Это освобождение может быть прямым, непосредственным, либо же начисление акциза должно сопровождаться последующим его вычетом, как это происходит при производстве неспиртосодержащей продукции с применением денатурированного спирта. При таком подходе возможность строгого налогового контроля над целевым использованием топливного этанола гарантирована.
     И, наконец, в-третьих, следует предусмотреть систему экономического стимулирования выпуска топлив с этанолом. Вариантов здесь много. Это и субсидирование производителей спирта, что с успехом практикуется в Германии. Это и снижение на 50% акциза на спиртосодержащий бензин, что имеет место с 2007 г. на Украине. Это и уменьшение акциза на бензины повышенного качества с улучшенными экологическими свойствами - об актуальности такой меры все чаще говорят у нас в России. Так или иначе, но вопрос надо решать, и уже сейчас, не откладывая.

     В России ежегодно выпускается примерно 40 млрд литров. Замена 2% на топливный спирт в соответствии с нормами, принятыми в ЕС, потребует 800 млн л. этанола. На первом этапе большинство этанола может выпускаться на существующих спиртзаводах.

     Стимулирование продавцов(сеть автозаправок) бензинов с добавкой этанола. Да и самим производителям это выгодно, т.к. нефть не бесконечна. Отработка технологии производства топлив с добавкой биоэтанола позволит ведущим фирмам выходить на зарубежный рынок не только по этанолу, но и самому топливу.
     Продвижение более мощного бензина Е10, Е20,  с эффектом моющих присадок, защищающих двигатель, позволит развить и поднять имидж компании, производящей, продвигающей такие бензины. К тому же позволит компании носить имя передовой, использующей современные технологии, и стремящейся к экологическому образу жизни.

2 шаг
     По мере увеличения объемов производства топлива с биоэтанолом. Переходить на производство биоэтанола 2 поколения(получение топлива из целлюлозы, биогаза из отходов сельхозпроизводва), производство которого уже в России существует и опробовано.
   Производство не из зерна и другой продукции, а из отходов лесообрабатывающей, сельскохозяйственной промышленности.

3 шаг
    Внедрение топлива полностью на биоэтаноле. Как это сделано в Бразилии. Правда это потребует измений в настройках двигателя и частичной доработке. Это уже вопрос к производителям автотехники и обслуживающих компаний, также и к законодателям.


    Источник
Tags: Биотопливо, Проект, Сортировка отходов, Топливный этанол, Транспорт
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments